Премия Рунета-2020
Благовещенск
+11°
Boom metrics
Интересное23 августа 2010 11:10

Сергей Белых: «На должников подаем в суд до 250 исков в месяц»

Главный управляющий директор ОАО «Амурские коммунальные системы» комментирует вопросы читателей «КП» в Приамурье».
Источник:kp.ru

О летних отключениях

- Сергей Иванович, здравствуйте, Вячеслав беспокоит. Живу в районе КПП, наш район попал под отключение от горячей воды до 3 сентября. Почему летом всегда отключают горячую воду, можно ли обойтись без этих неудобств?

- Обойтись без отключения горячей воды, Вячеслав, не получится. Для бесперебойного и качественного теплоснабжения в осенне-зимний период необходимо осуществить подготовку теплотехнического оборудования котельных и тепловых сетей к эксплуатации – проще говоря, выполнить ремонт оборудования. Продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, в частности горячей воды, установлена Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам и законодательно закреплена сроками в 2 недели. Однако в зависимости от сложности ремонтных работ и времени на устранение проблемных ситуаций (не секрет, что состояние сетей в городе оставляет желать лучшего) этот период может растянуться и на более долгий срок. К слову, при проведении плановых ремонтных работ у нас уже много лет практикуется переподключение потребителей к другим работающим тепломагистралям.

О счетчиках

- Меня зовут Юлия. Снова ваши электрики начали требовать заменить электросчетчик. Не понимаю, почему я должна делать это за свой счет и вообще, зачем просят менять исправные счетчики, если я сравнительно недавно, всего лет десять назад, установила новый?

- Спасибо за вопрос, Юлия. Действительно сотрудники ОАО «АКС» продолжают выдавать предписания абонентам о замене старых приборов учета электрической энергии. Связано это с тем, что у многих электросчетчиков, в основном выпущенных до 1996 года, истек срок государственной поверки. Согласно правилам функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденным правительством еще 31 августа 2006 года, класс точности электрических счетчиков должен быть 2.0. Поясню, что чем меньше эта цифра, тем прибор точнее. А у большинства потребителей в квартирах и домах стоят счетчики класса 2.5, поэтому их и приходится сегодня заменять. Причем это касается не только нашего города и области, но и страны в целом. Не думаю, что ваш счетчик отвечает всем требованиям, ведь вы сами говорите, что меняли его десять лет назад.

Обязанность энергоснабжающей организации производить замену приборов учета потребления электроэнергии законом (п.2 ст. 543 ГК РФ) не предусмотрена. Энергосбытовая организация на основании соответствующих договоров с гражданами-потребителями обеспечивает за их счет установку, замену в случае выхода из строя, утраты или истечения срока эксплуатации приборов учета потребления электроэнергии. Это прописано в п. 140 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 №530.

- Ирина. Лет десять назад я установила водосчетчики, однако пару лет спустя мне они показались невыгодными, я отказалась от оплаты по ним, перешла на тарифную оплату. Счетчики не демонтированы. Сейчас требуют обязательного установления водосчетчиков. Как мне поступить, снова покупать их, что ли?

- Снова покупать не надо. Однако вам нужно внимательно изучить технические паспорта на приборы учета воды. Как правило, срок их поверки – 5 лет. Необходимо обратиться в организацию, занимающуюся поверкой приборов, например в Амурский ЦСМ, чтобы вам их поверили, проверили целостность и работоспособность ваших приборов учета, опломбировали. После этого составляется акт приемки водосчетчиков в эксплуатацию с вашей управляющей компанией или с Амурводоканалом. С момента подписания акта вы начинаете платить по показаниям приборов учета.

- Светлана вам звонит. Я обратилась в компанию, которая устанавливает теплосчетчики. Почему-то думала, что теплосчетчик устанавливается в каждую квартиру. Однако мне ответили, что приборы учета тепла устанавливаются на весь тепловой узел дома. Так почему это должно быть обязанностью жильцов, а не управляющей компании?

- Вопрос этот до сих пор не урегулирован. Новые дома уже оборудованы такими приборами учета, а старые далеко не все имеют технические возможности для этого. Во многих придется перекладывать тепловые сети. Вам действительно нужно обратиться в управляющую компанию с просьбой о выдаче техусловий по установке приборов учета тепла. Оплата будет осуществляться исходя из учета общедомового потребления.

Об Астрахановке

- Виктор, пос. Астрахановка. На въезде в Астрахановку все перерыли, кругом ямы, грязь, искореженная дорога. Говорят, что так готовятся к отопительному сезону. Долго ли еще терпеть неудобства? Какие работы уже сделаны и какой эффект получат местные жители зимой, не секрет ведь, что поселок отапливался от котельной спиртзавода, которая рухнула?

- Подготовка к отопительному сезону полным ходом идет не только в районе Астрахановки, но и во всем городе. Согласен, что для жителей Астрахановки этот процесс действительно особенно ощутим. Прямо скажем, здесь развернута большая стройка. Необходимость в масштабных работах возникла, когда в начале лета обрушилась котельная спиртзавода. Она отапливала большую часть Астрахановки. Сейчас уже установлено здание котельной, оборудованное тремя мощными котлами. Начата работа над кровлей. Идет прокладка теплопровода, на 50 процентов эти работы уже выполнены. Проложены водопроводные сети (готовность – 60 процентов). Тепло- и водопровод, которые тут проходят, соединяют новую котельную со всеми домами района. Все это делается в срочном порядке, и работы, рассчитанные на 2-3 года, выполняются в считанные месяцы. К сожалению, серьезно тормозят погодные условия. Из-за участившихся дождей в готовых траншеях приходится откачивать воду. Целых три недели ушло и на различного рода согласования: менялась схема транспортных маршрутов, в некоторых местах наши участки проходят в районе железнодорожных путей... После пусконаладочных работ котельная будет допущена к эксплуатации. Надеюсь, к концу сентября – началу октября. Так что временные неудобства, Виктор, должны окупиться зимой, когда район будет обеспечен надежным, бесперебойным отоплением.

О ремонтах

- Александр беспокоит. Сергей Иванович, какую оценку вы бы поставили нынешнему отопительному сезону, как проходит летняя ремонтная кампания? Каков износ городских тепло- и водопроводных сетей?

- Сети и коммуникации в городе сильно изношены: инженерные сети теплоснабжения – на 75%, водоснабжения – на 85%. И не наша вина в том, а наша беда. Такое состояние этих систем требует принятия радикальных и неотложных мер. Чтобы вести речь о качественной подготовке коммунального хозяйства к долгосрочной работе, нужны модернизация и реконструкция производственного фонда ЖКХ. На первом плане аналитическая работа, в которой четко обозначено, что должно быть сделано, в какие сроки и кто конкретно отвечает за выполненное. Мы имеем производственную программу модернизации. В частности, в ней запланированы расходы на подготовку к осенне-зимнему периоду 2010–2011 гг. в сумме более 100 млн рублей. Повсеместно применяем современные материалы, позволяющие продлить сроки эксплуатации тепловых сетей, заменяем оборудование на новое с коэффициентом полезного действия почти 100 процентов.

В этом году, несмотря на проблемы изношенности коммуникаций, все филиалы компании завершили отопительный сезон без серьезных срывов и аварий. Стоит отметить, что это уже седьмой отопительный сезон для АКС, за все это время не было ни одного случая, ставящего под угрозу срыв периода прохождения осенне-зимнего максимума нагрузок. Были небольшие технологические поломки, но их ликвидация прошла, что называется, в рабочем порядке, без серьезных нарушений теплоснабжения потребителей.

Сейчас ремонтная кампания идет полным ходом. Все работы по подготовке к предстоящему отопительному сезону мы планируем завершить к 30 сентября.

О долгах

- Ксения вам звонит. Вы вывешиваете на квартирах письма-напоминания должникам об оплате за ЖКУ. Понимаю, что общественная огласка – тоже метод. Но не нарушаете ли вы при этом закон?

- Нет, Ксения, не нарушаем. Всем, кто имеет долг за тепло и горячую воду, необходимо сразу же его погасить. Таким образом, вы напрямую будете воздействовать на ситуацию с качеством тепло-, водо- и электроснабжения в Благовещенске. В случае неоплаты мы несколько раз в неделю дополнительно проверяем данные приборов учета, напоминая при этом своим нерадивым клиентам, что на данный момент у них имеется задолженность, направляем им предупреждения, разносим уведомления с просьбой погасить долги. Наклеивание стикеров-объявлений, призывающих к совести абонентов, – тоже метод борьбы с задолженностью населения, которая значительно превышает сейчас шестисотмиллионную сумму. На многих общественная огласка, как вы ее назвали, очень даже действует.

- Здравствуйте, меня зовут Сергей. Правда ли, что за неоплату коммунальных услуг можно лишиться имущества?

- Долги населения ставят под угрозу надежность энергоснабжения всего города. В этих условиях коммунальщики вынуждены действовать жестко в отношении потребителей-неплательщиков. Основанием для подачи иска о взыскании задолженности по закону уже может служить двухмесячная задолженность абонента. После этого срока в ход вступают действия по судебному преследованию недобросовестного потребителя. Ежемесячно подается в суд до 250 исков на сумму более 10 миллионов рублей. Однако некоторые абоненты, даже получив на руки решение суда, не спешат его выполнять. Поэтому компании приходится прибегнуть к помощи судебных приставов, совместно с которыми коммунальщики практически ежедневно проводят рейды по домам неплательщиков. Это влечет за собой описание имущества, его арест, которое теперь в счет долга за квартплату изымается из квартиры (ранее оно оставалось на ответственное хранение должнику). В дальнейшем данное имущество реализуется , а денежная сумма, полученная в результате реализации идет в счет погашения долга. Мало того, можно вообще лишиться квартиры. В настоящий момент в суде уже 6 дел по выселению неплательщиков. Поэтому хочу огорчить вас, сергей, за неуплату коммунальных услуг можно лишиться не только имущества, но и жилья.

- Сергей Иванович, добрый день. Меня зовут Марина Васильевна. У моих соседей в квартире прописан один человек, а проживают четверо, и все пользуются коммунальными услугами. Что делается для выявления таких нарушителей?

- Пока это для нас проблема, факт проживания большего количества людей на одной жилплощади трудно доказать. В решении вопроса могут помочь сами граждане, обратившись с письменным заявлением, если квартира муниципальная, для внесения изменений в договор социального найма, непосредственно в РКЦ. Или достаточно позвонить по телефону 220-709.

Лицевые счета объединили, а долг остался

- Наталья. Я живу в коммунальной квартире, которая была поделена между двумя собственниками. Имелось два лицевых счета, на одном из которых и числился долг - целых 20 тысяч рублей. Сейчас собственник один, объединены и лицевые счета. Долг выставляют теперь на лицевой счет. С кого должен быть взыскан долг или сумму можно как-то списать?

- Уважаемая Наталья, сумму долга списать или убрать из лицевого счета нельзя, пока она не будет погашена. Взыскивать же этот долг будем с владельца, того, на кого выписан счет.

Согласен погасить долг, но не сразу

- Меня зовут Алексей. Так уж случилось, что накопилбольшой долг за коммунальные услуги, согласен его погасить, но не сразу. Можно ли как-то решить вопрос без обращения в суд?

- Здравствуйте, Алексей. Конечно, причины, по которым потребители накопили долг, у всех разные. И мы стараемся идти на уступки, решить проблему в досудебном порядке, если человек готов погасить задолженность добровольно. Советуем в случае материальных затруднений оформить договор реструктуризации задолженности, для чего заключаем необходимое соглашение по погашению долга. У нас в РКЦ организован постоянный прием населения, так что в любое время вы можете обратиться к нам. Чем быстрее это сделаете, тем лучше для вас. В случае уважительной причины мы предоставим вам рассрочку платежей по долгу без учета штрафных санкций - пеней. Долг делится по частям по индивидуальному графику погашения. Главное для вас - своевременно его гасить, не забывая при этом вносить ежемесячно начисленную плату за квартиру. Рассрочка дается на полгода.

За долги можно лишиться квартиры

- А что грозит должникам в случае неуплаты?

- В качестве принудительного метода воздействия на неплательщиков применяется прекращение оказания услуг. Потребителя могут отключить от системы энергообеспечения. Это хотя и крайняя мера наказания, но весьма эффективная. Подключают неплательщиков к теплу и свету только после составления графика погашения долгов. Эти графики составляют у нас, в ООО «Энергокомфорт Амур».

Часто приходится обращаться в суд, и тогда начинается исполнительное производство, которое осуществляется судебными приставами. Вряд ли можно назвать приятной процедуру изъятия имущества неплательщика в счет погашения долгов. Кроме того, информация о начале исполнительного производства представляется в различные органы. К примеру, граждане, имеющие задолженность по оплате за коммунальные услуги, не смогут выехать за границу либо оформить загранпаспорт, будут неприятности по налогам. Да еще за судебные издержки придется заплатить семь процентов. Мало того, злостным неплательщикам грозит выселение из квартиры. Сейчас, например, шестьгорожан - должников за коммунальные услуги - потенциальные претенденты на переселение в менее комфортное жилье. Причем, список этот пополняется.

Как сделать перерасчет

- Анна звонит. Меня не было дома целых два месяца - уезжала из города. Говорят, что можно получить перерасчет за услуги ЖКХ. А как доказать факт моего отсутствия? Какие документы для этого нужны. И еще вопрос: перерасчет делается за все услуги или выборочно?

- Любой горожанин имеет право на перерасчет, если он уезжает в отпуск, в командировку, ложится на долгое время в больницу и т. д., то есть отсутствует в своей квартире более пяти полных календарных дней подряд (не включая дня выбытия с места постоянного жительства абонента и дня прибытия на это место). Но следует знать, что перерасчету подлежат только услуги по горячему и холодному водоснабжению, водоотведению и электроснабжению. За такие услуги, как отопление, техническое обслуживание и вывоз мусора перерасчет не делается. Следует также знать еще и то, что специалисты РКЦ не произведут перерасчет, если в вашей квартире установлены приборы учета на данные услуги, так как в этом случае оплата производится в зависимости от показаний счетчиков. Чтобы получить перерасчет, надо доказать факт вашего отсутствия. Для этого нужно подготовить ряд документов (см. рубрику «Важно». - Ред.), подтверждающих его временное отсутствие.

Эти документы должны быть представлены в РКЦ в течение месяца со дня окончания временного отсутствия. Если документы представлены позже или в них указан не период отсутствия, а факт, что человек в данный момент не проживает, перерасчет производиться не будет.

Когда нужна сверка

- Мария. Как часто нужно проводить сверку по счетам за ЖКУ? Насколько она обязательна?

- Внимательно смотрите в квитанцию на строку «Остаток на начало месяца», в которой указываются суммы переплаты или задолженности за коммунальные услуги, если таковые имеются. Если там все «по нулям», вам нет необходимости делать сверку часто, достаточно обратиться для этого в РКЦ один раз в год, а то и вообще не обращаться.

Но вообще, Мария, ошибки, порой допускаемые абонентами при оформлении платежных квитанций, часто приводят к недоразумениям, а порой и недоплатам за оказанные коммунальные услуги. Кроме того, существует проблема доставки квитанций в отдаленные районы города, а также в дома, не обеспеченные почтовыми ящиками. Также поступает множество жалоб граждан на вандалов, крадущих и поджигающих квитанции.

Кто навязывает водосчетчики

- Людмила Ивановна. Почему людям навязывают требования установки тепло- и водосчетчиков? Кому нужна эта нервотрепка?

- Никакого навязывания, Людмила Ивановна, нет. 23 ноября 2009 года принят Федеральный закон «Об энергосбережении», согласно которому до 1 января 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах (МКД) обязаны обеспечить оснащение МКД общедомовыми, а также индивидуальными приборами учета используемых энергетических ресурсов - пункт 5 статьи 13.

Пострадают ли плательщики

- Степан Сергеевич.Если вы отключаете должников от электроэнергии, воды или тепла, пострадают ли добросовестные плательщики?

- Нет, в Благовещенске есть все технические возможности отключить от электроснабжения только квартиру неплательщика. Те, кто исправно платит по счетам, не пострадают. Однако ситуация неоднозначная, и если управляющая компания, обслуживающая ваш дом, задолжала нам, тогда при отключении от коммунальных ресурсов пострадают и плательщики. Поэтому хочу посоветовать вам как добросовестному абоненту потребовать у своей управляющей компании отчета о том, по адресу ли уходят ваши платежи, чтобы в преддверии отопительного сезона не остаться без тепла и электричества. В домах управляющих компаний-должников будет ограничена подача тепла и электроэнергии.

Нужно соблюсти техусловия

- Андрей вас беспокоит. Вызвал сантехников для установки водосчетчиков на горячую и холодную воду. Однако трубы в квартире идут от пола, и специалисты сказали, что возможности для установки счетчиков нет.

- Действительно, в правилах технической эксплуатации приборов учета определены технические условия, которые необходимо соблюсти, чтобы установить счетчики и нормально эксплуатировать их в дальнейшем. В ближайшее время такая информация будет опубликована на сайте компании: www.amurcomsys.ru

ВАЖНО

Из-за долгов потребителей:

- в убытке коммунальные объекты, которые недополучают нормативного объема ремонтов;

- страдают добросовестные потребители, которые платят и вправе рассчитывать на нормальное развитие городской инфраструктуры;

- неплатежи горожан ставят в неловкое положение коммунальщиков перед поставщиками энергоресурсов. Приходится отвлекать оборотные средства для расчета с энергетиками или перекредитовываться в банках, что несет дополнительные расходы;

- работники коммунальных служб не могут рассчитывать на нормальное вознаграждение за свой нелегкий труд.