Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Общество13 октября 2014 7:00

У кинокритиков - солнечный удар?

Наш колумнист - о самой громкой премьере последних дней
Кадр из картины Никиты Михалкова "Солнечный удар"

Кадр из картины Никиты Михалкова "Солнечный удар"

Вот читаю рецензии на Михалкова, где все оценки можно угадать, просто зная, из какого лагеря рецензент. Я, по крайней мере, еще ни разу не ошиблась. Почти никто не разбирает сам фильм с точки зрения искусства. Оценивают в первую очередь личность Михалкова и его политические взгляды. Некоторые прямо так и пишут: я фильма еще не видел, но уже точно знаю, что - полное г-но. Середины в оценках нет. Или желчные плевки, или поток патоки (кстати, на мой взгляд очень неровный фильм дает основания и для одного, и для другого). Но вот что впечатляет. Либералы - задумайтесь! - упрекают Михалкова за ненависть к революции. Это уже какой-то абсурд. Вот прямо так и заявляют: он нарочно, из ненависти к народу и освободительному движению и из преклонения перед властью мажет революционеров черной краской, а защитников царского режима показывает с огромным сочувствием. Не поддерживает народное стремление к свободе. Отрицает его право на восстание против режима.

Минуточку! Но ведь это либеральная общественность - и на мой взгляд, совершенно справедливо - еще с середины 80-х пламенно разоблачала эти самые кошмары революции. Это от нее мы узнали в мельчайших подробностях - и слава Богу - о кровавых ужасах, творимых большевиками. О зверствах ЧК. Большевистком терроре, создавшем в итоге тоталитарную систему в СССР.

И вдруг эти же люди упрекают Михалкова в нелюбви к большевикам. Прямо есть-пить не могут, как не поддерживают его охранительную позицию. Для демократической общественности, долгие годы называвшей Ленина тираном и немецким агентом( (и ведь не без оснований), а революцию - заговором врагов, утопивших страну в крови, как-то странно. Более того. Если уж быть точными, то именно либеральная общественность с утра до вечера пишет, что нынешняя власть произрастает из тех самых чекистов-большевиков. Мечтает реставрировать Советский Союз. А ленинцы-сталинцы и СССР есть огромное зло. Так, выходит, Михалков - с ними заодно? Но такого же не может быть! И вот уже критики-демократы вынуждены набрасываться на режиссера с неожиданной стороны, упрекая за предательство светлых идеалов революции. От некоторых - заодно!- даже Бунину досталось. Мол, его "Окаянные дни" - малохудожественные дневниковые записи, которые не за чем экранизировать, а рассказик "Солнечный удар" - вообще 10-ти страничная мелкая зарисовочка, написанная в эмиграции... Да и сам Бунин - не любил он народ, ой, не любил. Одно слово - барин.

А ведь совсем недавно эта же общественность печатала "Окаянные дни" в журналах как страшное свидетельство революционных злодеяний.

О чем это говорит? Об отсутствии нормальной кинокритики в стране. О всеобщем помешательстве на политбоях, когда ради размазывания оппонента можно легко поменять позицию, записаться в большевики, расстрелять врага, и снова выписаться. Об опасной тенденции снова к штыку приравнять перо, поделить искусство - и весь мир - на своих и чужих. И молотить по чужим из системы "Град", не вникая в детали. Подозреваю, что после выхода михалковской телеверсии ( сейчас-то фильм не все посмотрели) в социальных сетях начнется настоящая гражданская война.

А что, собственно, случилось? Режиссер Михалков поставил новый художественный фильм. Где кроме пары патетических - но достаточно умеренных - фраз нет никаких прямых современных аллюзий. Где вполне соблюдена историческая достоверность - в духе демократических взглядов на нашу историю. Где художественная достоверность - особенно в любовных сценах - соблюдена не вполне. Но ведь у нас за недостаточно яркое изображение сцен любви еще, кажется, не расстреливают? Иногда я начинаю в этом сомневаться. Кажется, всех хватил солнечный удар, временное умопомешательство - только не от любви, а от ненависти..И судя по накалу страстей, дай некоторым защитникам свобод и человеческих ценностей в руки автомат - и они лично сотрут с лица земли тех, кто придерживается иных взглядов. Все в истории повторяется. И - да, фильм Михалкова об этом тоже....

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

Опять «Окаянные дни», или Почему Бунин вновь стал актуален во время украинских событий

Мне интересно читать все о фильме Михалкова именно сейчас, когда я его не видела. Видела трейлер (и мне почему-то кажется, что некоторые статьи на основе трейлера и написаны). Зато я читала Бунина. Интересно именно сравнить. Есть моменты, о которых никто и не говорит. Ну, к примеру, "Окаянные дни" написаны раньше, чем "Солнечный удар". "Дни" - дневниковые записи по горячим событиям - 1918/1919. "Удар" - это уже эмиграция, 1925 год (читайте далее)